Вы здесь

Военные и гражданские машины на основе высокотехнологических решений для двигателей и агрегатов


Номер работы - P 12 ПОДАНА

Авторы: Ткачук Н.А., Кравченко С.А., Белов Н.Л., Шейко А.И., Фрид А.Ю., Дьяченко С.С.,

 Посвятенко Э.К., Гончаров В.Г.

 

Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

Министерства образования и науки Украины

 

Целью работы является создание нового поколения машин военного и гражданского назначения с повышенными тактико-техническими и техническими характеристиками (ТТиТХ) путем разработки и серийного производства для оснащения этой техники перспективных двигателей и агрегатов на основе разработки и внедрения гаммы высоких прогрессивных технологий упрочнения рабочих поверхностей контактирующих деталей.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней на основе теоретико-множественного подхода предложены новые концепция и методы повышения ТТиТХ машин военного и гражданского назначения путем обеспечения мощности, прочности и ресурса серии двигателей и агрегатов военной и гражданской техники на базе новых технологий дискретного и дискретно-континуального упрочнения поверхностей деталей, а также ионной бомбардировки и пластического деформирования материала. Установлены новые физические эффекты воздействия на макрообъекты - высоконагруженные детали военной и гражданской техники - изменения микроструктуры, которая вызывает наноэффекты, которые в свою очередь положительно влияют на технические характеристики элементов машин. Благодаря этому достигается рост тактико-технических и технических характеристик этих машин.

Научно-практическая значимость работы заключается в разработке принципиально новых технических решений по обеспечению высоких ТТиТХ военной и гражданской техники за счет высокой надежности и ресурса деталей высоконагруженных пар двигателей и агрегатов машин, усиленных с помощью созданных технологий нового поколения, а на этой основе: разработана и внедрена в производство (изготовление и ремонт) военной и гражданской техники гамма высокотехнологических методов упрочнения, которые, по сравнению с традиционными, существенно (в 2-3 раза) повышают ресурс, прочность и долговечность, снижают в 1,5-2 раза потери на трение и износ; предлагаемые технологии отличаются от известных способами и режимами преобразования поверхности; их применение, например, для коленчатых валов форсированных двигателей, повышает ресурс на 40% с одновременным уменьшением затрат на их производство до 70%; создано и освоено производство ряда двигателей для военной и гражданской техники с повышенными ТТиТХ, в т.ч. - при модернизации: серий 5ТДФМ для тяжелых боевых машин "Булат"; 10Д100, Д80, 5Д49 и других - для создания агрегатов автономного питания стратегических объектов и для магистральных тепловозов и т.п.

Экономический эффект от внедрения работы составляет 970,0 млн. грн. в год.

По результатам цикла работ опубликовано более 230 научных работ (20 - международных), в т.ч. - более 10 монографий и учебников, получено 39 авторских свидетельств и патентов. Защищено 35 кандидатских и докторских диссертаций. Информация о работе содержится в 160 выступлениях на конференциях, в 10 публикациях в газетах и журналах и в 7-ми показах по телевидению. Выполнено 12 НИР, а также 27 хозяйственных договоров и международных грантов.